НОВОСТИ ФОТОГАЛЕРЕЯ ГОСТЕВАЯ КНИГА КОНТАКТЫ
 
 
 
КАТЕГОРИИ
О Породе
Наши Собаки
Наши Щенки
Племенная Работа
Статьи
Советы
Видео Архив
Выставки
Нежелательные формы агрессивного поведения

Нежелательные формы агрессивного поведения

 

 

Собака агрессивна к юным членам семьи
Возможные причины:
1. Собака обладает более высоким иерархическим статусом, чем юные члены семьи
Как правило, дети имеют невысокие социальные ранги в семье и часто находятся ниже собак в иерархической структуре семьи-стаи. Это выражается в том, что собаки ведут себя агрессивно, когда дети приближаются к ним в момент сна, пытаются погладить их или навязать игру. "Ревность" собаки, которая проявляется при попытке ребенка вмешаться в игру взрослых или при игре ребенка с лидером "стаи", может быть как результатом иерархической агрессии, так и конкурентной борьбой за внимание (а это достаточно ограниченный ресурс) доминирующего члена стаи.
С точки зрения собаки, маленький ребенок это щенок и должен вести себя соответственно своей социальной роли - роли ребенка - типичного субдоминанта. Должен лебезить, слушаться и выказывать всяческое уважение. В то время как дети ведут себя с точностью наоборот. И очень часто ребенок воспринимается как нахальное молодое животное, которое следует поставить на место.
Подросток же в глазах собаки может представлять реальную опасность в борьбе за высокий иерархический статус или уже незаслуженно обладает им. Почему незаслуженно? Да потому, что физически более слаб, чем собака и совсем не знает законов стаи.

2. У собаки выработана инструментальная агрессия
Выработка инструментальной агрессии возможна в результате бессознательного подкрепления со стороны взрослых членов семьи. Например, при появлении ребенка собака начинает рычать. В связи с этим ее пытаются успокоить ласковыми словами, оглаживанием или подкармливая. Со временем ребенок становится предвестником положительных последствий для собаки, но при условии агрессивного поведения с ее стороны (!). Или возможна следующая ситуация. Собака лежит на ковре. К ней ползет ребенок. Собака зарычала, так, на всякий случай. Родители убирают ребенка, в результате чего у собаки крепнет мнение: хочешь, чтобы тебе не мешали - рычи!
Часто инструментальная агрессия вырабатывается во время силовых игр с ребенком.

3. Контакты с юными членами семьи приводят (или приводили) к неприятным или болевым ощущениям (возможна оборонительная агрессия)
Дети часто, сознательно или бессознательно, причиняют собаке боль или неприятные ощущения: тянут за хвост, дергают за шерсть, лапы, тыкают пальцами в глаза, устраивают пиротехнические взрывы или наносят удары. Подростки могут чрезмерно "наказывать" собаку в процессе ее воспитания или дрессировки.
Обычно собака, имеющая печальный опыт общения с ребенком, пытается избежать тесного и продолжительного контакта. При приближении ребенка или при попытках общения собака встает и уходит, пытаясь найти безопасное место. Она может проявить агрессию, если ее не оставляют в покое или отрезают пути отступления.
Болевые (аверсивные) воздействия на собаку вызывают инстинктивную оборонительную реакцию. Почти как у нас. Если мы не можем избавиться от боли, отдергивая руку, то мы отталкиваем источник болевых ощущений.

4. Отсутствие социального опыта (ограниченная или неполная социализация)
То есть опыта общения с детьми. В этом случае ребенок воспринимается как необычное явление, а все необычное легко вызывает как ориентировочное, так и оборонительное поведение.
На самом деле назойливое, шумное, крикливое и чрезвычайно активное поведение детей может рассматриваться собакой как опасное или, в лучшем случае, как непристойное поведение. С другой стороны, собака просто может не знать, как себя вести с таким непредсказуемым существом.

5. Сознательно или бессознательно сформированная норма поведения с социальными партнерами
Например, воспитывая щенка, ему позволяли во время игр прихватывать человека за края одежды, руки или ноги. Со временем это становится обычной нормой взаимодействия с социальными партнерами и легко воспроизводится во время игр или для привлечения внимания. С другой стороны, довольно часто собаке предлагается физическое воздействие (то, что обычно называется наказанием) как форма разрешения конфликта. Например, если мы постоянно шлепаем собаку, когда она в чем-нибудь провинилась или не подчиняется, мы обучаем ее форме разрешения конфликта. И тогда ничего удивительного не будет в том, что она воспользовалась этим способом.

6. Переадресованная агрессия
Когда у нас не получается то, чего мы страстно и долгое время добивались, мы не испытываем положительных эмоций. Когда по каким-либо причинам мы не в состоянии ответить аналогичным образом на оскорбительное замечание начальника, мы тоже радости не ощущаем. Но нам необходима компенсация. И очень часто мы корректируем свое состояние, переадресуя свою агрессию (она может проявляться в виде раздражительности, занудства, мелочности, придирчивости и т.п.) по отношению к членам нашей семьи. Точно так же поступает и наша собака. Она прекрасно отдает себе отчет в том, рычать на вас и на вашего ребенка - две большие разницы. В первом случае рискуешь получить по уху, а во втором успех обеспечен.

7. Возможна конкурентная агрессия за обладание ограниченными ресурсами
Нужных и важных вещей всегда недостает, их всегда мало. Поэтому их надо охранять или за них нужно бороться. Кости, игрушки, местечко рядом с хозяином, его ласка и внимание, место в кресле или на диване - все это ограничено в количестве и по площади.
Часто собаки уважают право первенства и собственничества. Держишь в руке игрушку, она твоя. Бросил на пол - ничья. Сидишь в кресле - твое кресло. Ушел - "всехнее". Отобрать игрушку - грабеж! Значит, надо защищать. Сгоняешь с кресла - а как же право первенства?! Вот и конфликт!
А если говорить о внимании, то часто события развиваются по такому сценарию. Вы весело играете с собакой или тискаете ее. В этот момент из соседней комнаты появляется проснувшийся ребенок и требует своей доли внимания. Вы оставляете собаку, может быть, даже отталкиваете ее и начинаете заниматься ребенком. Наверняка у собаки образуется вот такая причинно-следственная связь: появление ребенка означает лишение положительных эмоций. А потребность в положительных ощущениях относится к группе потребностей жизнеобеспечения. А неудовлетворение этих потребностей приводит к смерти. Следовательно, ребенка, как причину несчастий, надо нейтрализовать. Например, напугать, чтобы он больше здесь не появлялся.

 

Владимир Гриценко

 
© 2008 SAO-MOLOSS.RU Rambler's Top100 Яндекс цитирования